Самообмежена Росія звільнила місце для України на світовому ринку зерна
19.12.2014   //  

Зростання експорту українських зернових відбувається на фоні повного виключення Росії зі світового ринку.

За даними ЛIГАБiзнесIнформ, станом на 2 грудня Україна експортувала 15,85 млн тонн зернових, що на 10% перевищує обсяг минулого року.

«У 2014-2015 маркетинговому році обсяги експорту можуть досягти 35 млн тонн, що на 3 млн тонн більше, ніж роком раніше, але остаточна цифра буде залежати від політичної, економічної ситуації в країні і від кон’юнктури світового ринку», – прогнозує експерт відділу Державного підприємства Держзовнішінформ Ольга Якубіна.

За її словами, основними країнами-імпортерами українського зерна є Саудівська Аравія, Єгипет, Іспанія, Іран і Туреччина.

Разом з тим, повністю припинився експорт зерна з Росії, яка вивезла лише 20 млн тонн при експортному потенціалі 30 млн тонн (це нижче від українських можливостей). При цьому основними імпортерами російського зерна є Єгипет, Туреччина і Іран, тобто ті ж країни, які беруть і українське зерно.

Виконавчий директор російського аналітичного центру «СовЭкон» Андрій Сизов відмічає, що це сталось через неофіційну заборону влади на вивезення зерна з Росії. Про це йдеться у його колонці на «РБК» (подаємо зі скороченнями):

Все началось две с небольшим недели назад. Тогда Россельхознадзор, государственная служба, отвечающая за ветеринарный и фитосанитарный контроль, неожиданно решила сообщить миру о низком качестве вывозимого российского зерна и пригрозила на треть сократить выдачу сертификатов на его экспорт. Мировой рынок пшеницы отреагировал резким ростом – на бирже Euronext котировки за несколько дней подскочили со 180 евро/т до 193 евро/т. Трейдеры посчитали, что Россия может ограничить вывоз зерна из страны. Рынок хорошо помнил 2010 год, когда страна, собравшая самый низкий урожай с 1990-х годов, неожиданно полностью закрыла экспорт.

Далее российские власти сделали несколько умиротворяющих заявлений – ограничения на экспорт зерна даже не обсуждаются. Ну а затем последовал почти полный запрет. На днях РЖД сообщили об остановке подачи зерновозов для экспорта, а Россельхознадзор почти полностью перестал выдавать фитосанитарные сертификаты, необходимые для вывоза зерна за рубеж. Складывается сюрреалистическая картина: официального запрета (в отличие от 2010 года) нет, но зерно вывезти нельзя, и неясно, сколько продлится такая ситуация.

Мировой рынок отреагировал новой волной роста: на фоне российских новостей котировки на европейскую пшеницу перевалили за 200 евро/т и, вполне вероятно, это не предел. Фермеры по всему миру получили прекрасный подарок к Рождеству – продавать свой урожай они смогут по заметно более высоким ценам, чем еще несколько недель назад.

Исключение – Россия, где сельхозпроизводителей, весьма вероятно, в самом недалеком будущем ждет серьезное падение цен. Ведь при экспортном потенциале более чем в 30 млн т вывезено лишь около 20 млн.

Вероятной реакцией фермеров на снижение цен будет сокращение посевных площадей и активное снижение расходов (переход на низкокачественные семена, резкое сокращение применения удобрений и сельхозхимии). Подобную реакцию сельского хозяйства мы уже наблюдали после эмбарго 2010 года.

На это накладываются другие негативные факторы. Во-первых, из-засушливой осени мы вошли в эту зиму с чрезвычайно ослабленными озимыми посевами. Риск серьезных потерь и существенного снижения урожайности чрезвычайно высок. Во-вторых, уже сейчас происходит резкий – на десятки процентов и более – рост цен на многие ресурсы (семена, удобрения, сельхозхимия, импортные сельхозмашины). В-третьих, существенно выросла стоимость кредитов, необходимых в том числе и для сева и уборки. В-четвертых, решение ввести неофициальные ограничения на экспорт, а не официальное эмбарго, как это было в 2010 году, может поставить на грань выживания многие трейдерские компании, которые не смогут сослаться на форс-мажор при вынужденном неисполнении экспортных контрактов.  Сокращение количества операторов повлечет за собой снижение эффективности всего рынка и рост издержек как для фермеров, так и для переработчиков.

Хорошего, да и хотя бы среднего урожая ждать в таких условиях сложно. Причем как в следующем году, так и в среднесрочной перспективе. При прочих равных это будет означать более высокие цены на зерно, а значит, и на корма для животноводства.

Не лучшим образом будет выглядеть Россия и в глазах внешнеторговых партнеров. Мы второй раз за последние несколько лет, вопреки заявлениям собственных чиновников, неожиданно закрываем экспорт зерна. А ведь в текущих условиях многие из импортеров российского зерна важны вдвойне. Крупнейшими покупателями являются Турция, Египет и Иран.

Высокая продовольственная инфляция – во многом итог деятельности самих властей. Среди ее причин – и жесткие ветеринарные ограничения на импорт, и российские антисанкции, и, естественно, стремительная девальвация рубля. Новая же инициатива чиновников вряд ли поможет заметно ограничить подорожание продовольствия. Но она непременно отпугнет от сектора с таким непредсказуемым регулированием новые инвестиции.  А значит, и рассчитывать на положительную динамику сектора, который пока чуть ли не единственный в российской экономике продолжает расти, не приходится.