Золотые слова Анатолия Кинаха
15.07.2012   //  

Когда глава  УСПП поддерживает изменения тендерного законодательства, из реальной экономики исчезают деньги. В 2006-ом – миллиардов пять, в 2012-ом: несколько десятков миллиардов.

К группе сторонников заведения «в тень» более 200 миллиардов закупочных гривен государственных, коммунальных и т.п. предприятий недавно присоединился Анатолий Кинах. Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). Нардеп от Партии регионов. До этого был и премьером, и секретарем Совета безопасности, и министром экономики и т.п. и т.д. Так что если судить по регалиям и должностям, очень уважаемый и многоопытный человек.

В пресс-релизе на сайте УСПП он поприветствовал законопроект 9634, поскольку «відтепер державні підприємства зможуть на рівні конкурувати з підприємствами інших форм власності», освобождение их от тендерных процедур позволит «спростити поточну господарську та виробничу діяльність виробничих підприємств». Мол, из-за этих процедур они «втрачали час, можливості й ринки збуту своєї продукції». А благодаря законопроекту они будут отчитываться только за закупки за бюджетные средства.

Правда, одновременно пресс-релиз гласит, что «промисловці і підприємці виступають за рівну конкуренцію та систему прозорих, чесних конкурсів і тендерів». Они также за то, «щоб кожна державна гривня  ефективно використовувалася задля економічного розвитку країни».

Как это согласуется с фактической «тенизацией» закупок этих предприятий – непонятно. Как «союз предпринимателей» может выступать за «закрытие» миллиардного рынка от самих себя (ведь открытые торги и свободный доступ к тендерной информации отменяются и для потенциальных участников-бизнесменов!)  – этот вопрос разрывает мозг.

Впрочем, спору нет, для реальных производственных госпредприятий госзакупки – ненужная головомойка. Только вот сколько их? Кинах это знает – «десятки». Но почему-то не говорит, что вместе с ними из-под действия закона выводятся десятки тысяч других. Которые зачастую созданы органами власти для хитрого «замыва» бюджетных денег, «крышевания» (читай – монополизации) прибыльных рынков и т.п. и т.д.

Разве не задачей УСПП было предложить оптимальный вариант – чтоб и производственники не страдали, и граждане имели доступ хотя бы к базовой информации о том, что происходит в тысячах ГП, КП и т.п.? УСПП ж за «систему прозрачных, честных конкурсов». Чтоб нанять классных юристов-лоббистов, денег у союза должно быть – завались!

Всё становится ясно – и с Кинахом, и с УСПП, и с их заботой об интересах предпринимателей – если вспомнить, что именно Анатолий Кинах шесть лет назад выступал за … введение всех этих предприятий под действие закона о государственных закупках!

Они скопом попали под режим госзакупок благодаря решению Рады 1 декабря 2006 года. Тогда это было выгодно творцам Тендерной палаты (они, конечно, тоже прикрывались лозунгами общественного контроля, прозрачности и т.п.). Ибо их «поляна» сразу расширилась в несколько раз! С 40 млрд. в 2006 году до 142 млрд. в 2007-м!!

Что же Кинах? Отстаивал ли он тендерные интересы «стратегічних секторів української економіки – авіабудування, ракетно-космічної галузі тощо», о которых так печется сегодня? Нет! Напротив – он публично поддерживал законопроект от 01.12.2006!!!

20 декабря 2006 года на сайте Тендерной палаты появляется сообщение «УСПП просить Президента якнайскоріше підписати зміни до закону про державні закупівлі». Обращение с таким содержанием было принято на заседании правления УСПП. Мол, УСПП внес на рассмотрение парламента «ініціативи, які були спрямовані на оптимізацію застосування законодавства про державні закупівлі до господарських товариств із державною часткою». И эти инициативы были учтены.

А 10 января 2007 года сайт ТПУ публикует еще одну новость от УСПП: «Анатолій Кінах: вітчизняні ділові кола, зокрема, УСПП підтримують підписання Віктором Ющенко змін до Закону про державні закупівлі». Согласно ей, Кинах заявил: «Відповідні зміни, безумовно, сприяють прозорості системи державних закупівель, роблять неможливим порушення прав казенних підприємств». И – «Це, безумовно, тільки перші кроки по удосконаленню системи держзакупівель, приведення її у відповідність до світових стандартів».

Правда, в то же время Офис Мирового банка в Украине заявлял об очевидном несоответствии «первых шагов» мировым стандартам.

Между тем, такая поддержка Кинаха схем ТПУ имела конкретное денежное выражение. Для Тендерной палаты и ее бенефициаров – в виде поступлений от участников торгов за «консалтинговые услуги». Для предпринимателей и тех же государственных, казенных и т.п. предприятий – в виде потерь от «консультаций», от неоправданно завышенных цен на товары, работы и услуги.

Согласно оценкам, выгода тпу-шников или потери участников торгов составляли около 5-10% от стоимости тендеров. Только хозобщества с госдолей более 50% потратили на тендерах в 2007 году 71 миллиард гривен. То бишь, они «добровольно» отдали в казну тпу-шников от 3 до 7 млрд. гривен!

Логично возникает вопрос – а какова была настоящая мотивация Анатолия Кинаха?! Почему члены УСПП не выгнали его из союза за такую «заботу» об их бизнесе? Или весь УСПП – это офис в козырном месте на Хрещатике, тщательно культивируемый бренд «защитника бизнеса», лоббистские возможности Кинаха да горстка менеджеров, чьи интересы он проталкивает?

Если – да. То интересует тогда,  чьи интересы он проталкивает сейчас? И какой теперь будет цена вопроса для экономики? Ведь в отличие от 2006 года,  в 2012-ом счет идет уже на сотни миллиардов. С такими темпами до следующего заявления главы УСПП государство может и не дожить…

Андрей Марусов, для «Наші гроші»