«В нищей Украине в Севастополь не вкладывалось вообще ни копейки и все работало, а в богатой России за год все пришло в полную негодность»
19.03.2015   //  

Житель Севастополя Дмитрий Ковальчук год назад испытывал эйфорию от возвращения Крыма домой в Россию. Сейчас он сравнил результаты с ожиданиями и закончил свой анализ словами «мы просрали свой шанс». Вот доказательства:

 

Ровно год назад Крым и Севастополь стали новыми субъектами Российской Федерации. К данному событию я отношусь как к фактору «внешней среды» – нечто, на что ты не можешь повлиять, но обязан учитывать в планировании (бизнеса, жизни, etc.). Обсуждать законность/уместность/правдивость/справедливость референдума и его результатов не собираюсь.

На следующий день, 19 марта 2014 года, я опубликовал пост, в котором описывал мои ожидания от этой новой «внешней среды». Анализом было заниматься неуместно – эйфория совершенно притупляла сознание (от того интереснее было сейчас все это перечитать – о как же я был наивен, списываю все опять же на эйфорию).

Но вот прошел год, и хочется провести анализ по схеме: ожидания/реальность. За обилие букв заранее приношу извинения.

Управление городом

Недавно вышел фильм «Крым. Путь домой». Из него севастопольцы с удивлением для себя узнали что «Русская весна», оказывается, началась в столице Крыма в ночь с 26 на 27 февраля 2014 года с захвата здания Верховного совета спецназом ГРУ. О том, что еще 23 февраля 30 тысяч севастопольцев (в 300-тысячном городе), включая вашего покорного слугу, вышли на площадь решать свою судьбу, все как-то забыли. А ведь именно мы были основным драйвером тех событий, и причина проста:

Севастополь был исключительным, особым городом Украины, единственным в своем роде. В течении 23 лет нам отказывали в праве выбирать своего мэра, управлять своей собственной территорией. Глав города нам присылали из Киева, и отвечали они не перед горожанами, а перед президентом. И ни один, подчеркиваю – НИ ОДИН президент Украины не давал нам этого права, считая нас, видимо, людьми второго сорта.

23 февраля мы сказали «ХВАТИТ» и сами назначили себе мэра. Естественно, мы все были уверены, что это право мы уже никогда не потеряем: плохой или хороший – но градоначальник будет выбираться горожанами и отвечать перед ними же.

Однако уже в апреле 2014 года нам прислали нового руководителя – адмирал-губернатора Меняйло. Своей некомпетентностью и поразительной жадностью своей команды из Новороссийска он практически сразу настроил против себя весь город. Уже в августе по результатам предвыборной социологии его рейтинг составил 13 процентов!!! С тех пор он только косячил – в декабрьском посте я об этом уже писал. С тех пор добавились еще, включая чудо-национализацию (но о ней чуть позже). Так что сегодня, я думаю (социологию не видел), его рейтинг вообще отрицательный – но кого это волнует? отвечает то он в лучшем случае перед своим патроном – Белавенцевым, а никак не перед нами.

Городское хозяйство

Еще год назад была принята парадигма: 23 года в Севастополе ничего не делалось, ничего не вкладывалось и прочая прочая. В принципе, идея правильная, если начать усиленно вкладывать деньги в инфраструктуру и говорить – вот посмотрите, как все изменилось.

Однако что-то пошло не так. Раньше мы ругали заплаточный ремонт, но денег-то не было – приходилось довольствоваться малым. Хотя даже в нищей Украине за последние пару лет, при губернаторе Яцубе, был построен целый ряд серьезных инфраструктурных объектов (причем зачастую с нуля).

И вот прошел год. В октябре-декабре в некоторых местах (не самых плохих) положили тонкий слой нового асфальта. Иногда доходило до того, что на абсолютно новой дороге с отличным покрытием снимали тонкий слой и клали новый, отчитываясь о километрах отремонтированных дорого. Стоит отметить, что пытались отремонтировать и пару небольших действительно плохих участков – однако работы там до сих пор не завершены (все это требует отдельного большого поста с фотофиксацией, возможно, займусь этим чуть позже).

Похоже, на эти потемкинские деревни были потрачены все деньги. Раньше при появлении малейшей трещинки ее заливали битумом или клали заплатку – и все ровно. Теперь у нас нет вообще НИКАКОГО ремонта. Если раньше у каждого водителя в голове был короткий список откровенно плохих дорог – то теперь еще короче список дорог хороших. Все остальные превратились в сплошное минное поле, и это понятно – если появившуюся маленькую ямку не починить, то через неделю это будет уже яма, а через 2 – очень БОЛЬШАЯ ЯМА.

Некоторые, конечно, верят что это все делается специально, чтобы потом все поменять одним махом, но извините меня за скептицизм – такими темпами скоро придется весь город закатывать в асфальт.

Возвращаясь к парадигме – получается, что в нищей Украине в город не вкладывалось вообще ни копейки и все работало, а в богатой России за год все пришло в полную негодность. Непонятно.

Социальная инфраструктура

У меня не было иллюзий по поводу резкого роста уровня жизни в городе – это было скорее ожиданием пенсионеров и бюджетников (ошибочным, как выяснилось), но я ожидал как минимум сохранение уровня качества жизни (а в идеале улучшения). На деле все оказалось слегка иначе.

Недавно дочка переболела простудой – пошли в поликлинику. В такой ад я давно не окунался. Раньше больного ребенка с температурой принимали без очереди, без записи – через отдельный бокс. Теперь – запись. В понедельник утром смогли записаться только на четверг. Ладно (хотя какой смысл в такой помощи?). Талончик на 10:30. Подошли вовремя, но оказалось, что на одного ребенка выделено 5 минут, врачи не успевают осматривать – не прошел еще даже талончик на 9:35. В помещении 4 на 4 метра людей набито как селедок в бочке, половина детей больные. Связываться с городской системой здравоохранения желания теперь нет никакого.

Второй момент, который задевает меня лично – с 1 января введена плата за питание детей в детском саду. Кхм… Т.е. в нищей Украине денег на детей хватало, а тут нет… непонятно. Денежки, конечно, небольшие, пока будет выходить от 1,5 до 2 тыс. рублей в месяц в зависимости от садика. Но позвольте, средняя з/п по Севастополю – в районе 13 тыс рублей.

Вопросов еще очень много – но для их освещения нужен опять же отдельный пост.

Национализация

В Крыму, как известно, национализировали более 250 предприятий, но собственно от товарища Аксенова (некоторые почему-то называют его одним из героев фэнтези) другого я и не ожидал. В Севастополе же ситуация другая: А.М. Чалый сам предприниматель и отлично понимает, что невозможно привлечение частных инвестиций в регион, где возможна национализация. Однако у нас же есть адмирал-губернатор, которому, похоже, инвестиции не нужны. В ночь (почему в ночь?) на 28 февраля он собирает срочное совещание правительства и требует к утру сформировать список. Когда на следующий день список был предъявлен законодательному собранию, депутаты были слегка шокированы. Там было 35 «стратегических» объектов (на самом деле 70). Большая часть предприятий – частные, многие принадлежат севастопольцам, включая Рыбоконсервный завод, Югрефтрансфлот, винодельческие предприятия. Многие – ОАО, у многих в числе собственников трудовые коллективы. Это жесть. ЗК справедливо проект такого решения заблокировало, однако адмирал-губернатор не растерялся и своим «волевым» решением таки подписал постановление правительства без санкции ЗК. Почему-то список был сокращен до 5 объектов. Кхм – а остальные 30 это что? чисто под шумок хотели хапнуть?

Русский город XXI века

Я считал, что Севастополь имеет все шансы стать русским если не Сан-Франциско (не та климатическая зона), то как минимум Ванкувером. Возможно ли это сегодня? Извините меня за скептицизм, но что-то верится в это трудом.

И дело тут не только и не столько в западных санкциях (хотя списать все на них очень просто). Если перечитать все вышенаписанное, становится понятно, что привлекательности нам не прибавилось за этот год, и виной тому выстраиваемая система бесправия горожан и безответственности чиновников. Все остальное – только следствие. Да, санкции подливают масло в огонь (сам в январе лишился работы в IT-компании из-за пресловутого Executive Order), но это не главное. Современная экономика – экономика городов, а не стран. А основной капитал в современной экономике – человеческий, и именно за него города конкурируют друг с другом.

Город просто обязан быть привлекательным для молодых и не очень, предприимчивых и креативных, деятельных и компетентных людей.

Мы вспыхнули как искра! Еще летом огромное количество людей рвалось в Севастополь строить новый мир, веря, что здесь все может быть сделано правильно. У нас был карт-бланш на строительство нового русского города XXI века. Но похоже, мы (все мы) его просрали.