Проект «Новороссия» – итоги: кто кого победил
22.10.2014   //  

От этого текста с довольно банальным заголовком «Проект «Новороссия» – итоги» у меня реально началась изжога. Особенно придавило, когда дочитал до этого места: «К исходу дня управление группировкой украинских войск у границы было потеряно (командующий генерал-лейтенант Петр Литвин бросил войска и бежал с фронта) и начался неорганизованный отход».

Автор – российский публицист Марк Солонин – при помощи «много-букафф-но-я-осилил» описал как именно украинская армия докатилась до военного поражения на Донбассе. Ниже часть этого текста, посвященная анализу причин поражения. Если коротко, то руководимым российскими военными террористам проиграла украинская армия под пророссийским руководством. А эта вещь лечится отнюдь не реформами.

Юрий Николов, “Наші Гроші”

Кто кого победил?

Задача, которая была поставлена перед ВСУ, известна: поставить под контроль центральной власти всю территорию Донецкой и Луганской областей, мятежников разоружить или изгнать за пределы Украины. Эта задача не выполнена. Следовательно, украинская армия потерпела поражение – и в этом аспекте я с господином главным редактором согласен полностью. Но прежде чем начать подбирать соответствующий эпитет к слову «поражение», следует задать простой вопрос: а была ли армия?

«Для вооруженных сил есть только два нормальных состояния – они или воюют, или готовятся к войне. Никакого третьего состояния для армии и флота по определению быть не может». Это не я придумал, так пишет М. М. Ходаренок все в той же статье. Спорить со столь очевидной истиной не приходится, но именно в таком невозможном состоянии украинская армия и провела два десятка лет.

Военной доктрины ВСУ не было даже в виде подписанной президентом страны бумаги. Армия существовала в формате безобразно разросшейся «роты почетного караула». Вроде бы по статусу суверенного государства надо бы иметь свои вооруженные силы, но воевать-то им не с кем, не с Россией же? Что примечательно, когда в 2005 году на базе бывших военных округов создавались так называемые оперативные командования, то были созданы «Запад», «Юг» и территориальное управление «Север», но уж никак не «Восток». Украинско-российская граница оставалась совершенно открытой, необорудованной и неукрепленной в военном отношении.

На иллюзорное представление о том, что воевать украинской армии никогда и ни с кем не придется, накладывалась и общая ситуация жуткого бардака в стране. «Коррупция достигла таких пределов, которые нам и не снились здесь, в России. Обогащение и расслоение общества, и у нас этих проблем предостаточно, а на Украине все еще острее, еще хуже». Это я цитирую компетентное мнение президента России Владимира Путина.

Поочередно сменяющие друг друга криминально-олигархические кланы довели Украину до ошеломляющего разорения. По уровню ВВП на душу населения Украина превратилась в беднейшую страну Европы – 3,9 тысячи долларов на человека. Для сравнения: в крохотной Эстонии – 18 тысяч, в России – 15 тысяч, в Польше – 13 тысяч, в Белоруссии – 7,4 тысячи (данные МВФ за 2013 год). Сделать Украину с ее черноземом, недрами, морями и реками в два раза беднее нищей Белоруссии – это уникальный результат, такого никаким королям, гетманам и генсекам не удавалось…

«Сегодня в ВСУ нет ни одного боеспособного батальона, ни одной боеспособной эскадрильи, в армии ныне 22 тысячи вакантных должностей, на которые никто не желает идти. Офицеров нижнего и среднего звена не хватает. Командир части получает чуть больше кассира в супермаркете». Такие слова А. Гриценко, на тот момент главы Комитета Верховной рады по вопросам безопасности и обороны, произнес в 2011 году. Задолго до войны, отнюдь не нуждаясь тогда в поиске «уважительных причин» для оправдания поражения. Единственное, чего в почти не существующей украинской армии было в избытке, – это генералы. 450 голов! Одних только генералов армии (высшее воинское звание в ВСУ) было 14, и это на армию, которая по численности личного состава недотягивала до одного фронтового объединения периода ВОВ.

Самый интересный вопрос: кому (какому государству) эти генералы служили? Представителями военно-политической элиты России не раз высказывалось мнение, что российские и украинские вооруженные силы – это товарищи по оружию, друзья, многие из них знают друг друга лично. При этом подчеркивалось, что украинские военнослужащие и российские военнослужащие будут не по разные стороны баррикад, а по одну сторону. Да, в конечном итоге это оценочное суждение оказалось ошибочным (сильно преувеличенным), но не на пустом же месте оно возникло.

Вот еще одно оценочное суждение (сама специфика тайных операций такова, что конкретные факты и цифры в газетах не публикуют), на этот раз от генерал-лейтенанта А. Скипальского, создателя военной контрразведки Украины, экс-заместителя главы СБУ: «При Януковиче почти все руководители украинских силовых структур и спецназа входили в Союз десантников РФ, который возглавляет один из заместителей министра обороны России. Большинство этих людей и сейчас на должностях».

А вот как оценивает генерал Скипальский саму СБУ: «Мы имеем структуру с врожденными элементами непрофессионализма и коррупции и к тому же наполненную антиукраинским, пророссийским, воровато-аморальным элементом… Бывшие работники КГБ, которые остались работать в нашем государстве, не противодействовали, а способствовали антиукраинским настроениям и работе российских спецслужб».

Вот один из «пророссийских элементов», причем не простой сотрудник, а последний (до майдана) глава СБУ. Знакомьтесь: А. Г. Якименко, родился в Эстонии, выпускник ВВА им. Гагарина, до 1998 года – кадровый офицер Российской (да-да, это не опечатка, Российской) армии. Причину своего переезда на Украину тов. Якименко объясняет на интернет-форуме выпускников Ейского авиационного училища с завидной откровенностью: «После окончания академии я понял, что мои знания никому на… не нужны. Вот и уволился. А те пацаны заметили, призвали снова, вот и тяну лямку».

«Те пацаны» приняли бывшего российского офицера на службу в управление СБУ Донецка (!), затем поставили начальником СБУ Севастополя (!), потом опять в Донбасс, но уже на должность начальника Донецкого управления. 9 января 2013 года А. Якименко назначен главой СБУ, что по должности означает членство в Совете национальной безопасности и обороны: товарищ получил доступ ко всем военным секретам Украины, кодам, шифрам, именам и явкам. 24 февраля 2014-го после свержения Януковича бежал в Россию, где и скрывается по сей день. Объявлен в международный розыск.

Древнему китайскому философу Лао Цзы приписывают мудрую мысль: «Армия баранов под командованием льва сильнее армии львов под командованием барана». Замечательно. А что ждет армию, которой командует не тупой баран, а верный пес, преданный ДРУГОМУ хозяину?

Вот тут мы и возвращаемся в исходную точку нашей статьи, к утверждению о том, что украинская армия понесла «унизительное поражение» в вооруженном противоборстве с иррегулярными формированиями. Если судить «по вывеске», то и с той, и с другой стороны действовали не ополченцы, а регулярная армия (в ДНР и ЛНР формально были и министры обороны, и командующие, и штабы, все как у людей). Если же смотреть на суть событий, то обе стороны конфликта формировали свои вооруженные силы «на бегу», с использованием механизмов и принципов народного ополчения. Украинская сторона в этом деле имела (теоретически!) огромное превосходство в количестве материальных средств борьбы. Пророссийские же силы превосходили своего противника в самом главном элементе – в качестве управления.

Из уважения к читателям «ВПК» я не стану тратить слова и время на полемику по очевидным вещам. Вооруженные отряды мятежников были созданы, обучены и руководимы не «доведенными до отчаяния шахтерами», а кадровыми офицерами Российской армии; они были обеспечены новейшими средствами связи, инструментальной артиллерийской разведки, агентурной информацией, беспилотными самолетами-разведчиками и, как утверждает командование ВСУ, огневой поддержкой с российской стороны границы. Наконец, в конце августа на поле боя появились «добровольцы» из элитных частей кадровой Российской армии с многолетним опытом войны в Чечне, Грузии, Приднестровье, Югославии, Карабахе. В такой ситуации удивления достойно не поражение украинских ополченцев под Иловайском, а скорее то, что десантно-штурмовые профессионалы не смогли взять Мариуполь, выбить украинские части из Дебальцева и донецкого аэропорта. И не надо про «зеленый виноград». Хотели. Очень хотели, но не смогли.

Марк Солонин, опубликовано в «Военно-промышленном курьере»