Специально для Ахметова: в России судьбу олигарха определяет помощник Путина. Письмом
18.03.2014   //  

78812_originalРинат Ахметов, зажав в одной руке желто-голубую, а в другой красно-бело-синюю буденовки, наблюдает за роститушками, разгулявшимися в последние дни на улицах Донецка. Удастся губернатору Сергею Таруте справиться с захватчиками обладминистрации, прокуратуры и СБУ – напялит одну. Войдут российские танки – другую. В обоих случаях можно быть уверенным только в одном: СКМ опять выпустит пресс-релиз с призывом к миру и ненасилию.

Причин в пользу триколора у Ахметова масса. Это и угольная кооперация с российскими шахтерами. И невъездной статус в США. И недавний обыск в швейцарском офисе ДТЕКа, устроенный местными блюстителями порядка в поисках коррупционных связей с Семьей Януковича. И увольнение его людей с государственных должностей. Кажется, выбор предрешен.

Но в этой связи хотелось бы поведать о том, что бывает в России с вполне себе системными олигархами. Речь о судьбе 16-го номера богатейших людей России по версии «Форбс» Олега Дерипаски, основного владельца крупнейшего в мире производителя алюминия UC Rusal.

Ранее Дерипаска в полном соответствии с российскими обычаями отжал у партнеров контроль над «Норильским никелем». Потом долго судился с ними и завершил тяжбы в свою пользу. На пике славы в 2011 году он мог продать акции «Норникеля» за $13 млрд.

Но не стал.

Отжатые партнеры, потерявшие время в английских судах, также занялись вполне себе российским способом решения проблемы – взяли в долю самую могущественную крышу России. И Владимир Путин взял свое.

За последние три года он несколько раз позволял себе перед телекамерами жесткие словечки в адрес владельца «Норникеля». Одной из последних капель было недоумение, разыгранное Путиным во время визита на строившийся фирмой Дерипаски аэропорт Сочи. За четыре месяца до открытия Олимпиады президент строго посмотрел на недоделки и вопросил: «Кто тут владелец?»

Тем, кто следит за российской политэкономией, эта фраза на обычный русский переводится так: «Больше не хочу слышать буквосочетание «дерипаска».

И, похоже, что Путин больше не услышит этой вполне себе украинской фамилии. Информагентство РБК разузнало, что помощник российского президента Андрей Белоусов на днях проанализировал финансовое состояние компании Дерипаски и набросал в письме несколько сценариев для спасения «Норникеля».

Самым «эффективным» есть предложение номер раз – Дерипаска должен продать блокирующий пакет акций «стратегическому инвестору». Помощник Путина в письме не назвал фамилию этого инвестора, но ее без сомнения назовут, когда клиент окончательно созреет. Главное – олигарх должен продать этот бизнес.

Цена выхода из бизнеса не оговаривается. Но публичное недовольство Путина действиями Дерипаски привело к тому, что пакет акций Дерипаски сейчас стоит уже в два раза меньше, чем в 2011 году, а сам «Норникель» погряз в долгах.

То есть помощник Путина «посоветовал» олигарху взять все и продать, кому скажут. А иначе – кары державные, изложенные в менее приоритетных сценариях, детальную разработку которых должны были провести министерства и ведомства России. В основном речь идет о закрытии ряда заводов.

Почему закрыть заводы хуже, чем отжать акции у Дерипаски? А потому что придется решать проблему моногородов, образовавшихся вокруг этих заводов еще во времена СССР. И решать проблему с электоратом придется Путину за счет и так скудеющего госбюджета.

____788_422x240Вот так, господин Ахметов, делаются дела в России. Только Путину покажется, что вы теряете прибыль, сразу придет письмо от его помощника со «сценарным раскладом». А что такое проблема донецких моногородов вокруг шахт ДТЕКа и заводов «Метинвеста» – уж Ринату Леонидовичу ли не знать. Да и на примере Януковича увидели, во что Путин ставит своих украинских «партнеров». Может все-таки проще порешить вопрос со шпаной, распоясавшейся на улицах вашего родного города?

 

Блог от: Юрий Николов