Українська влада вводить шенгенські візи для доступу в Інтернет
Виявляється, українські діти вміють входити в Інтернет за допомогою відключеного від струму комп’ютера.
Це дослідили на «британські вчені», а фахівці Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сфері зв’язку та інформатизації (НКРЗІ). Принаймні так стверджує голова Комісії Петро Яцук у своєму програмному інтерв’ю в газеті «Факти».
Цитата на підтвердження: «если в просмотре телевизора вы можете его (ребенка- «НГ») ограничить, просто отключив кабель, то отследить передвижение ребенка в интернете достаточно трудно».
Можна було би просто позловтішатись з поважаного чиновника, якби тільки не один нюанс. Річ у тому, що Петро Яцук такими логічними на його думку висновками аргументує необхідність запровадження віз в Інтернеті. Бюрократичною мовою – «ідентифікація користувача», нормальною – «знати все про всіх юзерів».
У соціальних мережах вже вдосталь потішились, продумуючи, як будуть авторизовувати українців – від сканування сітківки до тесту Тьюрінга. Але так виглядає, що НКРЗІ живе за методом – «сміється той, хто сміється голосніше за всіх». Бо програмні інтерв’ю на День зв’язківця просто так не дають.
Тим паче, що нова технологія вбиває одразу двох зайців. З одного боку вона виглядає, як «подарок папе». А з іншого – як бездонна криниця освоєння державних грошей. У кожному разі вважаємо, що незаслужено малопомічений виступ головного зв’язківця України мав би бути ширше розтиражований. Щоби чергове покращення не застало нас зненацька. А тепер – слайди:
(фрагмент інтерв’ю «Фактам»)
Перед государством стоит задача — не допустить технической возможности доступа к конфиденциальной и закрытой информации. А для этого нужно, чтобы пользователи в сети были авторизованы.
— Зачем?
— Попытаюсь объяснить на аналогичном примере. Вы же знаете, что визы существовали не всегда? Когда-то границы между государствами были условные: с одним лишь паспортом люди путешествовали по всей Европе. Но если человека ограбили в дороге, это были его проблемы.
Государства развивались, законность в Европе крепла. А для того, чтобы предотвратить прилив преступников из-за рубежа, европейские страны начали укреплять границы и вводить визы. Таким образом, сейчас, чтобы пересечь границу европейского государства, нужна виза. Но внутри той страны, куда человек въедет, ему гарантируют закон и порядок. Это не вызывает у вас вопросов?
— Мне бы, конечно, хотелось, чтобы лично для меня въезд в Европу был безвизовым. Но в целом сама процедура не вызывает вопросов.
— Точно так же и в интернете. Когда сеть развивалась, никто не предполагал, что это будет средство труда, заработка, платежа, развлечения и так далее. И что в ней нужно будет гарантировать безопасность.
— Ну да. У нас же сейчас и онлайн-платежи применяются, и совещания по скайпу проводят. Да что там совещания! У каждого нотариуса есть онлайн-доступ к госреестрам, а налоговая отчетность предприятий подается в электронном виде!
— Вот именно. И до тех пор, пока необходимости регламентировать данный процесс не было, государство этого не делало. Но сейчас время пришло. Ведь обычная передача информации из точки в точку переросла в многоходовый процесс удаленного управления всем — счетами, реестрами, предприятиями…
Поэтому государство хочет, может и должно разработать механизмы гарантирования пользователям безопасной работы в интернете. Существует определенная система защиты. Есть регламенты передачи данных, входа в базы данных и выхода из них, и регламенты кто-то разрабатывает.
— В нашей стране этим занимается именно НКРСИ?
— Правильно. И, как я уже сказал, в настоящее время Украина находится на стадии разработки системы авторизации пользователей в сети.
— Кстати, а что это такое?
— Опять начну с аналогий. Представьте, что хотите въехать в другую страну. Вы же показываете на границе паспорт, чтобы таможенник убедился, что вы — это вы. И визу тоже предъявляете, доказывая свое право на въезд. Причем типы виз бывают разные, как и уровни доступа в интернете. Например, с шенгенской визой в США не пустят. И если человек имеет право доступа к одной базе данных, то это не значит, что ему позволят посмотреть другую.
— То есть получается, что вы планируете ввести «визы» в интернете?
— Ну, это очень упрощенно. Мы хотим рекомендовать провайдерам такие протоколы передачи и шифрования, которые будут обеспечивать безопасное использование сети в Украине. Самое главное, что, в отличие от настоящих виз, в интернете человек проверки не почувствует.
— Я не совсем понимаю, как именно это будет работать.
— Для того чтобы знать, кому можно посещать конкретный сайт, а кому нельзя, мы должны знать, кто находится за конкретным терминалом. Поэтому было предложено для начала идентифицировать пользователя (это физическое лицо или устройство), потом его персонализировать (определить, кто вы, какие уровни вам доступны и куда имеете право пройти) и авторизовать (открыть все базы данных, к которым есть доступ).
Проще говоря, человек должен ввести свой логин и пароль. И по этому логину-паролю мы поймем, кто конкретно находится за терминалом, а также сколько пользователю лет, есть ли у него право посещать тот или иной сайт.
Например, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок смотрел порнографию в интернете?
— О чем вы говорите?! Хорошо бы он не видел и многие фильмы по телевизору, и передачи…
— Вот! Но если в просмотре телевизора вы можете его ограничить, просто отключив кабель, то отследить передвижение ребенка в интернете достаточно трудно. Особенно с учетом огромного количества вирусной рекламы с неподходящим содержанием.
Поэтому сейчас НКРСИ совместно с Администрацией Президента разрабатывает законодательные инициативы по защите детей в интернете. Например, в настоящее время для некоторых сайтов всплывает окно-предупреждение о том, что данную страничку могут просматривать лица, достигшие 18-летнего возраста.
— Да-да-да! И достаточно просто формально нажать на кнопку, что тебе уже есть 18 лет…
— При внедрении системы инициализации пользователей так легко обойти защиту сайтов уже не удастся. И, возможно, в будущем система авторизации будет развиваться дальше, усиливая защиту баз данных — как государственных, так и коммерческих. Ведь мы предлагаем убрать фактор анонимности возможного злоумышленника.
Блог від: Олексій Шалайський, «Наші Гроші»